ИГРА «БЕГ
С БАРЬЕРАМИ»
Цель: проверить
умение решать генетические задачи
- на
моногибридное скрещивание,
- на
неполное доминирование,
- на
дигибридное скрещивание
- на
наследование, сцепленное с полом
- на
взаимодействие генов
с использованием
элементов игры.
В игре 5 этапов (так как проверяется умение решать 5 типов
задач)
- 1 этап: учитель выдает ученикам по
карточке с задачей № 1:
на
одной стороне карточки указан номер варианта (всего 5 вариантов)
В – 1
Задача № 1
|
|
В – 2
Задача № 1
|
|
В – 3
Задача № 1
|
|
В – 4
Задача № 1
|
|
В – 5
Задача № 1
|
на
другой стороне каждой карточки напечатана задача №1
(на
моногибридное скрещивание)
Ученик
решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 2 этапу
- 2 этап: он должен взять ту карточку
с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №1:
Задача № 2
½ Аа, ½ аа
|
|
Задача № 2
АА,
Аа,
Аа,
аа
|
|
Задача № 2
½ АА,
½ Аа
|
|
Задача № 2
Аа
|
|
Задача № 2
АА
|
на
обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 2
(на
неполное доминирование)
Ученик
решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 3 этапу
- 3 этап: он должен взять ту карточку
с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №2:
Задача № 3
¼ белых,
½ пестрых,
¼ черных
|
|
Задача № 3
½ пестрых,
½
белых
|
|
Задача № 3
¼ красных,
½ розовых,
¼
белых
|
|
Задача № 3
½ красных,
½ розовых
|
|
Задача № 3
¼
узких,
½ промеж. ширины
¼ широких
|
на
обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 3
(на
дигибридное скрещивание)
Ученик
решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 4 этапу
- 4 этап: он должен взять ту карточку
с задачей №4, на которой напечатан ответ на его задачу №3:
Задача № 4
АаВа,
Аавв
|
|
Задача № 4
АаВв
|
|
Задача № 4
Аавв
|
|
Задача № 4
ааВв,
аавв
|
|
Задача № 4
ааВв
|
на обратной
стороне каждой карточки напечатана задача № 4
(на
наследование, сцепленное с полом)
Ученик
решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 5 этапу
- 5 этап: он должен взять ту карточку
с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №4:
Задача № 5
♀
½ кр.
½ бел.
♂
½ кр.
½ бел.
|
|
Задача № 5
♀
здоровы
♂
больны
|
|
Задача № 5
♀
здоровы
♂
½ больны
|
|
Задача № 5
♀
здоровы
♂
здоровы
|
|
Задача № 5
♀
½ больны
♂
½ больны
|
на обратной стороне
каждой карточки напечатана
задача № 5
(на взаимодействие генов)
Ученик решает
задачу, ответ говорит учителю.
Учитель
проверяет ответ (см. ключ ответов):
если
ответ верный,
значит,
ученик все «барьеры преодолел» –
все задачи решил верно
если
ответ неверный, значит,
ученик
какую-то задачу решил неверно и
перешел
на «беговую дорожку» другого варианта –
учитель,
пользуясь ключом ответов,
проверяет
все его задачи.
Оценка выставляется
по количеству решенных верно задач.
Задачи
для 1 этапа игры: задачи на моногибридное
скрещивание
Карточка
1
|
ЗАДАЧА 1.
Розовидный гребень
доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если
скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с
простыми?
|
Карточка
2
|
ЗАДАЧА 1.
Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с
таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный
мех доминирует над серым.
|
Карточка
3
|
ЗАДАЧА 1.
Скрещены гетерозиготный красноплодный томат
с гомозиготным красноплодным. Определите потомство по генотипу и фенотипу,
если красная окраска плодов доминирует над жёлтой.
|
Карточка
4
|
ЗАДАЧА 1.
У овса устойчивость к головне доминирует над
восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с
растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет
потомство?
|
Карточка
5
|
ЗАДАЧА 1.
У фасоли чёрная окраска кожуры доминирует
над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания
гомозиготных растений с чёрной окраской семенной кожуры.
|
Задачи для 2 этапы
игры: задачи на неполное доминирование
Карточка
6
|
ЗАДАЧА 2.
При скрещивании между собой чистопородных
белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании
чёрных кур и черных петухов – чёрными.
Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет
иметь потомство пёстрых кур?
|
Карточка
7
|
ЗАДАЧА 2.
При скрещивании между собой чистопородных
белых кур и таких же петухов потомство
оказывается белым, а при скрещивании черных кур и черных петухов – чёрным. Потомство от белой и чёрной особи
оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство белого петуха и
пёстрой курицы?
|
Карточка
8
|
ЗАДАЧА 2. Растения
красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с
красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате
скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство,
если скрестить гибриды с розовыми ягодами?
|
Карточка
9
|
ЗАДАЧА 2.
Растения красноплодной земляники при
скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения
белоплодной земляники с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с
другом получаются розовые ягоды. Какое потомство получится, если
красноплодную землянику опылить пыльцой гибридной земляники с розовыми
ягодами?
|
Карточка
10
|
ЗАДАЧА 2.
У львиного зева растения с широкими
листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями,
а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В
результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения
с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух
особей с листьями промежуточной ширины?
|
Задачи для 3 этапа: задачи на дигибридное скрещивание
Карточка
11
|
ЗАДАЧА 3.
Голубоглазый праворукий юноша (отец его был
левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие
возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?
|
Карточка
12
|
ЗАДАЧА 3.
Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с
обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и
стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и
стоячие уши – доминантные признаки?
|
Карточка
13
|
ЗАДАЧА 3.
У душистого горошка высокий рост доминирует
над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании
гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми
бобами?
|
Карточка
14
|
ЗАДАЧА 3.
У фигурной тыквы белая окраска плодов
доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут
выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и
жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).
|
Карточка
15
|
ЗАДАЧА 3.
У томатов красный цвет плодов доминирует над
жёлтым, нормальный рост - над
карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов
нормального роста и жёлтых карликов?
|
Задачи для 4 этапа:
задачи
на наследование, сцепленное с полом
Карточка
16
|
ЗАДАЧА 4.
У дрозофилы доминантный ген красной окраски
глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет
глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную
красноглазую самку и самца с белыми глазами?
|
Карточка
17
|
ЗАДАЧА 4.
Отсутствие потовых желёз у людей передаётся
по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не
страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз.
Каков прогноз в отношении детей этой пары?
|
Карточка
18
|
ЗАДАЧА 4.
Какое может быть зрение у детей от брака
мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них
были дальтониками?
|
Карточка
19
|
ЗАДАЧА 4.
Какое может быть зрение у детей от брака
мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у
мужчины был дальтоник?
|
Карточка
20
|
ЗАДАЧА 4.
Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины
нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать
дальтонизмом?
|
Задачи для 5 этапа: на взаимодействие генов
Карточка
21
|
ЗАДАЧА 5. Форма гребня у
кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный
гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов сочетание
одного из генов в рецессивном, а другого в доминантном сочетании определяет
развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня. Особи с простым гребнем
являются рецессивными по обоим генам. Каким будет потомство от скрещивания
двух дигетерозигот?
|
Карточка
22
|
ЗАДАЧА 5. Окраска мышей
зависит в простейшем случае от взаимодействия двух генов. При наличии гена А
мыши как-то окрашены, у них вырабатывается пигмент. При наличии гена а -
пигмента нет, и мышь имеет белый цвет. Конкретный цвет мыши зависит от
второго гена. Его доминантный аллель В определяет серый цвет мыши, а
рецессивный в- чёрный цвет. Скрестили
чёрных мышей Аавв с белыми ааВВ. Каким будет F2 ?
|
Карточка
23
|
ЗАДАЧА 5. У тыквы
дисковидная форма пода определяется взаимодействием двух доминантных генов А
и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической
формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму
плодов. Определить фенотипы потомства, полученного от скрещивания двух сортов
тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв.
|
Карточка
24
|
ЗАДАЧА 5. Коричневая
окраска меха у норок обусловлена взаимодействием двух доминантных генов А и
В. Гомозиготность по рецессивным аллелям одного или двух этих генов даёт
платиновую окраску. При скрещивании двух платиновых норок ааВВ и ААвв все
гибриды нового поколения были коричневыми. Каким будет потомство этих
коричневых норок?
|
Карточка
25
|
ЗАДАЧА 5. Ген А у кур
подавляет действие гена чёрного цвета В. У кур с генотипом А-белый цвет. При
отсутствии гена В куры тоже имеют белый цвет (т.е. гомозиготные по
рецессивному гену – белые). Каким
будет второе поколение от скрещивания белых леггорнов (ААВВ) и белых виандотов (аавв)?
|
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Вариант 4
|
Вариант 5
|
Задача 1
½ Аа, ½ аа
|
Задача 1
АА, Аа,
Аа, аа
|
Задача 1
½ АА, ½ Аа
|
Задача 1
Аа
|
Задача 1
АА
|
Задача 2
¼ белых,
½ пестрых
¼ черных
|
Задача 2
½ пестрых,
½ белых
|
Задача 2
¼ красных
½ розовых
¼ белых
|
Задача 2
½ красных,
½ розовых
|
Задача 2
¼ узких
½ промеж.
¼ широких
|
Задача 3
АаВв
Аавв
|
Задача 3
АаВв
|
Задача 3
Аавв
|
Задача 3
ааВв
аавв
|
Задача 3
ааВв
|
Задача 4
♀
½ красн.,
½ белых
♂
½красн.,
½ белых
|
Задача 4
♀
здоровы
♂
больны
|
Задача 4
♀
здоровы
♂
½ больны
|
Задача 4
♀
здоровы
♂
здоровы
|
Задача 4
♀
½ больны
♂
½ больны
|
Задача 5
9 : 3 : 3 : 1
ор.роз.гор.пр.
|
Задача 5
9 : 3 : 4
сер. чер.бел.
|
Задача 5
9 : 6 : 1
д. сф.
уд.
|
Задача 5
9 : 7
кор. пл.
|
Задача 5
1 : 3
бел. черн.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий