вторник, 28 июня 2016 г.

ИГРА  «БЕГ  С  БАРЬЕРАМИ»

Цель: проверить умение решать генетические задачи
  1. на моногибридное скрещивание,
  2. на неполное доминирование,
  3. на дигибридное скрещивание
  4. на наследование, сцепленное с полом
  5. на взаимодействие генов
с использованием элементов игры.


В игре 5 этапов (так как проверяется умение решать 5 типов задач)
  1. 1 этап: учитель выдает ученикам по карточке с задачей № 1:
на одной стороне карточки указан номер варианта (всего 5 вариантов)


В – 1


Задача № 1




В – 2


Задача № 1


В – 3


Задача № 1


В – 4


Задача № 1


В – 5


Задача № 1
           
на другой стороне каждой карточки напечатана задача №1
(на моногибридное скрещивание)
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 2 этапу

  1. 2 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу  №1:


Задача № 2


½ Аа, ½ аа


Задача № 2

АА,
Аа,
Аа,
аа



Задача № 2


½ АА,
½ Аа


Задача № 2



Аа


Задача № 2



АА

на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 2
(на неполное доминирование)
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 3 этапу
  1. 3 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу  №2:


Задача № 3


¼ белых,
½ пестрых,
¼ черных



Задача № 3


½ пестрых,

½
белых




Задача № 3


¼ красных,
½ розовых,
¼
белых



Задача № 3


½ красных,

½ розовых




Задача № 3

¼
узких,
½ промеж. ширины
¼ широких

на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 3
(на дигибридное скрещивание)

Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 4 этапу

  1. 4 этап: он должен взять ту карточку с задачей №4, на которой напечатан ответ на его задачу  №3:

Задача № 4


АаВа,
Аавв



Задача № 4


АаВв



Задача № 4


Аавв



Задача № 4

ааВв,
аавв




Задача № 4


ааВв


  
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 4
(на наследование, сцепленное с полом)
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 5 этапу
  1. 5 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу  №4:


Задача № 5

½ кр.
½ бел.
½ кр.
½ бел.


Задача № 5

здоровы

больны


Задача № 5

здоровы

½ больны


Задача № 5

здоровы

здоровы



Задача № 5

½ больны

½ больны

на обратной стороне каждой карточки напечатана
задача № 5
(на  взаимодействие генов)

Ученик решает задачу,  ответ говорит учителю.
Учитель проверяет ответ  (см. ключ ответов):

если ответ верный,
значит, ученик все «барьеры преодолел» –
 все задачи решил верно

если ответ неверный, значит,
ученик какую-то задачу решил неверно и
перешел на «беговую дорожку» другого варианта –
учитель, пользуясь ключом ответов,
проверяет все его задачи.


Оценка выставляется по количеству решенных верно задач.


Задачи для 1 этапа игры: задачи на моногибридное скрещивание




Карточка
1

ЗАДАЧА 1.
Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?



Карточка
2

ЗАДАЧА 1.
  Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный мех доминирует над серым.



Карточка
3

ЗАДАЧА 1.
  Скрещены гетерозиготный красноплодный томат с гомозиготным красноплодным. Определите потомство по генотипу и фенотипу, если красная окраска плодов доминирует над жёлтой.



Карточка
4

ЗАДАЧА 1.
 У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?



Карточка
5

ЗАДАЧА 1.
 У фасоли чёрная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с чёрной окраской семенной кожуры.


Задачи для 2 этапы игры: задачи на неполное доминирование



Карточка
6

ЗАДАЧА 2.
 При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании чёрных кур и черных петухов  – чёрными. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство пёстрых кур?



Карточка
7

ЗАДАЧА 2.
  При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов  потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур и черных петухов  – чёрным. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство белого петуха и пёстрой курицы?



Карточка
8

ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?



Карточка
9

ЗАДАЧА 2.
 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство получится, если красноплодную землянику опылить пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?




Карточка
10

ЗАДАЧА 2.
  У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?

Задачи для 3 этапа: задачи на дигибридное скрещивание



Карточка
11


ЗАДАЧА 3.
 Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?




Карточка
12


ЗАДАЧА 3.
  Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?


Карточка
13


ЗАДАЧА 3.
 У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?



Карточка
14


ЗАДАЧА 3.
 У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).



Карточка
15

ЗАДАЧА 3.
 У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым, нормальный рост -  над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

Задачи для 4 этапа:
 задачи на наследование, сцепленное с полом




Карточка
16


ЗАДАЧА 4.
 У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?


Карточка
17


ЗАДАЧА 4.
 Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?



Карточка
18


ЗАДАЧА 4.
 Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками?


Карточка
19


ЗАДАЧА 4.
  Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник?

Карточка
20

ЗАДАЧА 4.
 Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом?





Задачи для 5 этапа: на взаимодействие генов



Карточка
21

ЗАДАЧА 5. Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов сочетание одного из генов в рецессивном, а другого в доминантном сочетании определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня. Особи с простым гребнем являются рецессивными по обоим генам. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот? 



Карточка
22

ЗАДАЧА 5. Окраска мышей зависит в простейшем случае от взаимодействия двух генов. При наличии гена А мыши как-то окрашены, у них вырабатывается пигмент. При наличии гена а - пигмента нет, и мышь имеет белый цвет. Конкретный цвет мыши зависит от второго гена. Его доминантный аллель В определяет серый цвет мыши, а рецессивный  в- чёрный цвет. Скрестили чёрных мышей Аавв с белыми ааВВ. Каким будет F2 ?



Карточка
23

ЗАДАЧА 5. У тыквы дисковидная форма пода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Определить фенотипы потомства, полученного от скрещивания двух сортов тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв.


Карточка
24

ЗАДАЧА 5. Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием двух доминантных генов А и В. Гомозиготность по рецессивным аллелям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. При скрещивании двух платиновых норок ааВВ и ААвв все гибриды нового поколения были коричневыми. Каким будет потомство этих коричневых норок? 


Карточка
25

ЗАДАЧА 5. Ген А у кур подавляет действие гена чёрного цвета В. У кур с генотипом А-белый цвет. При отсутствии гена В куры тоже имеют белый цвет (т.е. гомозиготные по рецессивному гену – белые).  Каким будет второе поколение от скрещивания белых леггорнов (ААВВ)  и белых виандотов (аавв)?
ВЕРНЫЕ   ОТВЕТЫ



Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5

Задача 1

½ Аа, ½ аа


Задача 1

АА, Аа,
Аа, аа


Задача 1

½ АА, ½ Аа

Задача 1

Аа

Задача 1

АА

Задача 2

¼ белых,
½ пестрых
¼ черных


Задача 2

½ пестрых,
½ белых


Задача 2

¼ красных
½ розовых
¼ белых


Задача 2

½ красных,
½ розовых


Задача 2

¼ узких
½ промеж.
¼ широких


Задача 3

АаВв
Аавв

Задача 3

АаВв

Задача 3

Аавв

Задача 3

ааВв
аавв

Задача 3

ааВв

Задача 4
½ красн.,
½ белых

½красн.,
½ белых

Задача 4

здоровы

больны

Задача 4

здоровы

½ больны

Задача 4

здоровы

здоровы

Задача 4

½ больны

½ больны

Задача 5
9 : 3 : 3 : 1
ор.роз.гор.пр.


Задача 5
9 : 3 : 4
 сер. чер.бел.

Задача 5
9 : 6 : 1
д.  сф.  уд.

Задача 5
9  :  7
кор.   пл.

Задача 5
1 : 3
бел.   черн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий